Национальный театр оперы и балета Украины Шевченко, Киев

467

Координати: 50.4466013, 30.5130136
Тип места: Театры
Вход: Платный
Парковка: Обустроена
Доступность для людей с инвалидностью: Частично
Национальный театр оперы и балета Украины Шевченко, Киев Национальный театр оперы и балета Украины Шевченко, Киев Национальный театр оперы и балета Украины Шевченко, Киев Национальный театр оперы и балета Украины Шевченко, Киев
Тихий вечер, я выхожу из метро «Золотые ворота» и направляюсь к Национальному академическому театру оперы и балета Украины им. Тараса Шевченко. Здесь идти совсем немного, сразу за углом вправо и за 5 минут ты уже там. Мой плащ шуршит о колени, а месяц нежно освещает огромное здание театра, лаконично вписалась в маленькую площадь.
 
История создания
Его предшественником был первый Киевский оперный театр, стоял на Крещатике. Труппа должна была изменить местонахождение через его старость. Строение было в столь плохом состоянии, что ее даже покупать никто не хотел, поэтому разбирать ее пришлось заключенным.
 
Следующий дом артистов находился на том же городе, что и наш нынешний театр. Он был деревянным и не имел противопожарного занавеса. Поэтому одного февральского морозного утра, сразу после утреннего показа оперы «Евгений Онегин», которая пользовалась огромным спросом, начался пожар. Говорят, что ее причиной стал выстрел дуэлянтов в зрительном зале. Строение сгорело дотла за считанные часы. Все внимание пожарных было обращено на резервуар с нефтью под электрической станцией, которая использовалась для освещения театра. Если бы пламя распространилось к ней - произошел бы огромный взрыв в центре города. Из-за пожара была потеряна одна из крупнейших библиотек в Российской империи.
 
Новый театр
Киевская интеллигенция не могла оставаться без оперы, поэтому власти города объявили конкурс проектов на строительство нового оперного театра. Больше всех понравился макет Виктора Шрётера. Он послал в Киев более 280 эскизов здания. План архитектора и был уникальным. Он смог создать театр одновременно хорошим, а также просторным и удобным. В новом театре было гораздо больше репетиционных залов, гримировочных комнат и самое главное - зрительских кресел. В совокупности в амфитеатре, партере, бельэтаже и ярусах могли расположиться 1650 зрителей. Интересный момент: ложе занимала знать, партер демократическая часть киевлян, а верхние ярусы бедные люди, чаще всего - студенты.
 
Новую сцену признали крупнейшей в тогдашней Российской Империи. На строительство ушло три года. Под конец зрителей приветствовала роскошное здание в неоренессансном стиле. Внутри она была изысканно украшена лепниной, венецианскими огромными зеркалами. На гору вели помпезные мраморные лестницы, а зал освещали светильники из Вены. Пол был украшен мозаикой, кресла обшиты красным бархатом. Все вокруг сияло и говорило о вкусе и роскошь. Главной изюминкой стала огромная хрустальная люстра под кружевной потолком зрительного зала.
 
Современный театр имел систему кондиционирования для жаркого лета и паровое отопление для лютой зимы. Также именно в нем появилось очень новое оборудование по тогдашним меркам. Через печальный опыт старого театра, первоочередной задачей было обустроить противопожарную завесу. Это были огромные металлические ворота у сцены.
 
Не всем киевлянам здание нового театра была по вкусу. К примеру журналист газеты «Киевлянин» сравнил сооружение с огромной неуклюжей черепахой, застряла посреди площади. Высмеял также и внутреннее убранство назвав его бедным безвкусицей. Но заметил, что театр должен «некоторую утонченность».

«Некоторая утонченность» по мнению киевского репортера была вовсе не некоторой для советской власти в будущем. Поэтому в 1930 году был разработан проект «раскулачивания» сооружения и превращения ее в более пролетарской по стилю. К счастью этот проект не был реализован.
 
Над центральным входом в театр, на фасаде, обосновались две обнаженные нимфы-покровительницы художников. Сначала над ними располагался герб Киева с изображением Архистратига Михаила. Это очень не понравилось духовенству. По их мнению святой не мог располагаться над скульптурами обнаженных женщин и еще на фасаде такого учреждения. Они попросили заменить скульптуры. На что архитекторы просто сняли герб и заменили геральдическими грифонами с лирой, как символом музыкального искусства.
 
Также по свидетельству тогдашних жителей Киева известно, что фасад раньше украшали бюсты Глинки и Серова. Это был подарок артистам от Петербургского Мариинского театра. Что свидетельствует об уважительном положение украинского оперного в театральном обществе. Эти бюсты исчезли во время реставрации в 1934 году.
 
Строение оказалась настолько качественно выполненной, что следующая реставрация понадобилась только через 80 лет. Позолота значительно потускнела, оборудование обветшало, закулисье стало тесным. Поэтому было достроено двухэтажную пристройку под репетиционные комнаты с тыльной стороны. А также обновлено декорирование, оборудованы хоровой класс и заменено старый орган на новый. Стоит заметить, что первоначальный вид при реставрации не изменился, а только улучшилось. Также был расширен зрительный зал, оркестровую яму и сцену. Установлена ​​новая противопожарную завесу. В 1988 году оперный театр открыл свой 120-сезон полностью осовремененным и модернизированным.
 
Истории из жизни театра
С театром, как с любой значительной старинной памятником связано несколько трагических историй. Самая знаменитая связана с именем премьер-министра Российской империи П. Столыпиным.
 
Он прибыл в Киев вместе с окружением Николая II в честь 50-летия отмены крепостного права. Премьер-министр сидел в первом ряду партера под номером 5 (по современной нумерации сидений - 18) на спектакле «Сказка о царе Салтане». Во время второго антракта, а это 4 часа от начала, Столыпин прошелся вдоль первого ряда, попрощался с военным министром Сухомлиновым и сказав ему: "Как же я вам завидую, что вы уже можете отсюда уйти". Вернулся к своему месту и завел разговор с министром двора барона Фредерикса и земельным магнатом графом Потоцким у оркестровой ямы. Вдруг к нему приблизился некий человек, которого звали Дмитрий Богров. Он сидел на последнем ряду партера, на месте номер 406. Приблизившись выстрелил из браунинга дважды. Первый выстрел попал в руку Столыпину, был сквозным и ранил музыканта в оркестровой яме (царь до конца жизни выплачивал ему компенсацию). А второй выстрел попал в живот. От мгновенной смерти премьер-министра спас Владимирский крест, в честь официального приема он висел у него на груди. Пуля срикошетила и тяжело ранила печень. Столыпин сел в свое кресло и ясным голосом сказал: «Рад умереть за царя». Сам царь в это время сидел совсем рядом - в генерал-губернаторской ложе. Во время антракта ему принесли чаю, а во время выстрела он отвернулся. Когда же посмотрел в зал - увидел бессознательного Столыпина в кресле и Богрова, которого зрители театра были готовы растерзать.

Богров был анархистом, революционером, но при этом двойным агентом, работавшим на полицейскую охранку. Психологи не могли разглядеть эту загадочную личность, ведь до сих пор не ясно для чего он совершил роковой выстрел, изменил историю. А также остается вопросом почему был убит именно премьер-министр, а не царь, хотя был совсем близко. Свои действия парень объяснил так: «Мне абсолютно все равно, съем я еще две тысячи котлет в своей жизни или не съем". Открытым вопрос также остается как молодой человек попал на спектакль. Ведь билеты пользовались бешеным ажиотажем и в общих продажах выставленными ни были. Все билеты зрителям выписывал начальник охранки. По свидетельству работников охранки: Богров сказал, что в театре планируется убийство царя и выпросил билет, чтобы обезвредить террориста. Именно поэтому царь расположился себя не в своей привычной царской открытой ложе, а над оркестровой ямой.
 
Богрова приговорили к смертного приговора и повесили на Лысой горе. Столыпина же пытались спасти лучшие врачи империи. Дорогу от театра в больницу имени Маяковского высыпали соломой, чтобы не повредить еще больше раненому. За 5 дней он умер. Это был уже 12 покушение на Столыпина, поэтому он был готов к смерти и завещал его похоронить там, где и убьют. Конечно похороны в театре никто не устраивал. Тело премьер-министра нашло покой на территории Киевской лавры. А театр до сих пор сохраняет ту же партитуру «Сказка о царе Солтана», что лежала так близко, на пульте дирижера, к месту кровавой трагедии. Интересный факт: писатель Григорий Григорьев вспоминал, что столкнулся с Богровым в партере, когда тот шел к Столыпину.
 
Но это не единственная кровавая история связана с Оперным. Во время Второй мировой нацистская верхушка любила посещать театр. И киевское подполье планировала подорвать театр, чтобы их обезвредить. Но план не был выполнен.
 
Также 2 мая 1943 в театр попала авиабомба. Она пробила крышу и пол партера, а потом застряла в песке которым был заполнен цокольный этаж. К счастью, бомба оказалась неисправной и ее сразу удалось вывезти. Пострадали лишь несколько немецких офицеров, которым не повезло сидеть на месте, где она пробила паркет. Поэтому работники театра уверены, что их строение охраняет фортуна. Но это еще не все исторически важные события, которые произошли в легендарном зрительном зале Национального Оперного театра, ведь 1917 Владимир Винниченко зачитал со сцены И Универсал Центральной Рады на II Всеукраинском военном съезде. А в 1919 году там приняли Акт о единении Украинской и Западноукраинской республик.
 
Вот такой он театр. Говорят, что такая замечательная акустика в нем сохранялась благодаря избитому стеклу под сценой и камыша под штукатуркой стен. Также в сооружения были всегда свои отношения с животными. Ходят легенды о крысе - ценителе оперного пения, появившаяся там в 50-х годах XX века. Он забирался на верхние конструкции сцены во время каждой музыкального спектакля, зрители неоднократно видели его маленькие красные глазки. А однажды произошел конфуз. Во время исполнения арии на особо высокой ноте крыса испугался, потерял равновесие и упал певице, Зое Гайдай, прямо на голову, и она потеряла сознание. А когда снова вышла на сцену - крыса уже сидел на своем привычном месте. Напоминает сюжет мультика «Рататуй». Также балерины рассказывали о кошке, которая ежедневно сидела у окон и созерцала репетиции.
 
В репертуаре знаменитого театра оперы и балета всегда были выдающиеся произведения того времени в исполнении искусных певиц, певцов, танцовщиц, танцоров, музыкантов и дирижеров. До сих пор театр остается ведущим в городе. Там ежедневно проводятся спектакли по старым классическим и современным сценариям.
 
Я захожу внутрь, мои шпильки весело звенят о мраморные старинные лестницы, древнее венецианское зеркало в секунду улавливает след моего плаща, но уже в следующее мгновение я сижу в мягком бархатном кресле и смотрю спектакль так же, как это делали люди за сто лет до меня.
 
Автор: Мария Ковальчук
Оставить отзыв
Имя
E-mail
Текст комментария
Оценка для товара
Достопримечательности этого региона (0)
Copyright MAXXmarketing GmbH
JoomShopping Download & Support