Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев Дом-музей Репина, Чугуев video
История музея
Мемориальный музей расположен в доме времен военных поселений, где с октября 1876 по сентябрь 1877 жил Илья Репин с семьей. Основное внимание в экспозиции мемориального музея предоставлена ​​чугуевском периода в жизни и творчестве И.Е.Репина, а также тесным связям художника с Украиной.
 
Первые попытки организации музея Ильи Репина на родине были сделаны еще в 1914 году когда из такой инициативой выступила общественность Чугуева и Харькова. Власть наметила дом под музей и выделила средства на его приобретение, но с началом Первой мировой войны это отошло на второй план.

Вторая попытка строительства музея была осуществлена ​​в 1936 году. Была проведена большая работа по сбору информации о семье художника, его детские и юношеские годы. Но опять помешал начало войны. В 1941 году работы были остановлены, а собранная коллекция утрачена.

Художественно-мемориальный музей И. Е. Репина была создана 3 августа 1969 согласно Постановлению Совета Министров УССР № 2240 от 14 мая 1968 года. Первых посетителей мемориальный дом-музей принял 3 августа 1969 накануне сто двадцать пятой годовщины со дня рождения художника. Музей имеет 11 подленников Репина, среди них рисунки, аффорты и живописные произведения. На территории музея расположен мемориальный дом, который принадлежал родителям Репина и флигель, в котором Репин устроил свою мастерскую после возвращения из Франции.
 
В витрине одной из комнат можно рассмотреть предметы, которые были найдены именно в этом доме, когда создавался музей: старинные монеты, курительная трубка, щипцы для колки сахара, жук “служка” для снятия обуви и большая глиняная черепица, которая ранее покрывала крышу этого дома. В первом же зале вы можете посмотреть в зеркало в красивой резной оправе, в которое когда-то смотрелся художник. В экспозиции этой комнаты также представлены личные вещи И. Репина.
 
На фотографиях музей можно посмотреть на фотографии визита делегации потомков И. Репина, которые сейчас живут в во Франции и приезжали в Чугуев посмотреть на места, где раньше был дом бабушки Репина и кладбище, где похоронена мама И. Репина - Татьяна.
 
Детство художника
Детство И.Репина прошло в доме бабушки Репина. Дом был большим и просторным, делился на 2 части и имел 2 входа. В одной части были светлые горницы куда детей даже не пускали, а вторую часть сдавалась постояльцам. То есть бабушка содержала постоялый двор. В территории выпасались лошади, а семья Репиных ютилась в маленьком деревянном флигеле на бабушкиной усадьбе. Именно там 5 августа 1844 года появился на свет будущий художник. Дом бабушки не сохранился, но в музее его можно рассмотреть на рисунке Н. Онадского. Скоро мать нанимает строителей и следит за тем как строится новый дом. Строится он там же, в Осиновке, на краю города, на самом берегу Северского Донца. Туда переехала вся семья, отсюда Репин уезжал в Петербург, в Академию Художеств. Когда был построен собственный дом мама художника Татьяна Степановна открыла подобие школы. Собрала там более 10 ребят, которых учила там читать и писать. Первые учениками были собственные дети, дочь Устья и сын Илья. Репин вспоминал, что они с сестренкой были самыми толковыми и все схватывали на лету. 
 
Но дом родителей художника тоже не сохранился, на его месте тоже установлен памятный знак. В музее сохранились немногие предметы из Репинского дома в Осиновке. Отец художника - Юхим Репин 27 лет жизни отдал службе в армии. Состоял на должности фуражира, то есть занимался заготовкой кормов для лошадей.
 
В витрине представлено оружие, которое тоже непосредственно с военной историей города: сабля одного из офицеров Чугуевского Уланского полка и кирасирский паллаж, так как дядя Репина был офицером этого полка, шашка Кавказского типа, лядунка для хранения пороха и.т.д.
 
Получив хорошее домашнее образование вскоре становится учеником, по его словам “самого желанного места обучения, где чертят тушью и рисуют акварелью” - Школы топографов. Школа располагалась в здании военных Штабов. Репин вспоминал, что Чугуевская школа топографов обеспечивалась самыми лучшими материалами из Лондона, качественная бумага и ньютоновские краски. Можно догадываться, сколько рисунков было сделано в то время, но сохранилось всего 2 - они находятся в коллекции Третьяковской галерее. Обучение в Школе топографов не было завершено. В 1857 году император Александр ІІ принимает решение об упразднении военных поселений, и в связи с этим расформировуют корпус Военных топографов. Тогда И. Репин становится учеником у одного из лучших художников Чугуева - И. Бунакова. Был очень широкий выбор учителей, и свой выбор объясняет тем что когда-то у Бунакова обучался Рафаэль Чугуева - Леонтия Персанова. Но учился он недолго, через полтора года он превзошел своего учителя и стал самостоятельным мастером. Репин принимает участие в росписи церквей, пишет образа, изготавливает иконостасы и за это уже получает деньги. В 17 лет он уже был известных художником иконописцем. В экспозиции комнаты представлена работа, выполненная в период обучении у Бунакова - “Христос в терновом венце”, когда ему было примерно 13-14 лет. Здесь же в комнате можно увидеть уголок иконописца: камень краскотерка, форма для клейки декоративных деталей, кисти, карандаши.
 
Здесь же можно познакомиться со старообрядческими иконами и портретами местных жителей, что было очень популярно в то время. За роспись Сиротинской церкви Воронежской губернии И. Репин получил 100 рублей, и уже считал, что с таким капиталом можно покорять столицу.
 
Жизнь в Петербурге
Осенью, в 19 лет он уезжает в Петербург. Но вскоре его ожидает разочарование - Репина не принимают в Академию художеств. Но он понимал, что назад он уже не вернется. Он нанимается на самые разные работы - он красит крыши домов, экипажи, железные ведра, все, чтобы снимать комнатку. А комнату он снимал у Петербургского архитектора А. Петрова. И квартирный хозяин дал очень дельный совет постояльцу - поучиться рисованию в обществе поощрения художеств, что вскоре Репин и делает. В экспозиции можно посмотреть первый рисунок Репина в этой школе - рисунок карандашом с гипсового слепка листка лопуха, за который он получил наивысшую оценку. И через 3 месяца он становится вольнослушателем, а через 3 месяца полноправным студентом Академии Художеств. Заканчивает он Академию дипломной работой - картиной “Воскрешение дочери Иаиры”, за которую получил самую высокую награду Академии - большую Золотую медаль. Эта медаль дает право выпускнику на заграничную поездку. Художник целых 6 лет может находиться в странах Западной Европы и при этом Академия выплачивает ему пенсион. Но, Репин не сразу уезжает, сначала он хотел закончить начатое полотно “Бурлаки на Волге”. Эту картину заказал Репину князь Владимир, вице-президент Академии Художеств. После покупки картины князь часто жаловался, что комната часто пустует без картины - она была настолько востребована в ту пору, что картину часто забирали на выставки.
 
Европейское турне
Когда Репин собирается уезжать в Европу со своей женой и дочерью первое, что он делает, это посещает всемирную выставку в Вене, где и экспонировалось его произведение. Картина “Бурлаки на Волге” принесла всемирную известность совсем еще молодому художнику. Дальше путешествие лежало через Италию, где как он говорил “можно забыть о живописи”. Конечной точкой пенсионерской поездки становится Франция. Семья Репиных переезжает в Париж. Поначалу он работал с большим энтузиазмом, но вскоре понимает, что у французов можно многому научиться, но можно и обезличиться, все-таки нужно работать на родной почве. С первых дней пребывания во Франции в каждом письмо отправленным им на родину тоска. Он мечтает о скорейшем возвращении и строит планы на свою будущую жизнь.
 
Готовясь к отъезду на Родину он приступает к своей картине “Савко”. Но, когда художник воодушевленный работой над этой темой делится своими замыслами со своими друзьями, то неожиданно для себя получает резкую критику. Репин поначалу хочет даже уничтожить этот холст, но заказ императора Александра ІІІ не дает ему это сделать. И картина из Парижа доставляется в Петербург, попадает в коллекцию императора и затем становится достоянием Государственного Русского Музея.
 
Запорожцы в картинах Репина
В экспозиции также можно увидеть первый эскиз будущей картины “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, 1877 год.В ту пору Репин гостил в подмосковном имении у своего друга, известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. И там, в кругу друзей, он услышал историю, как турецкий султан Магомет 4 обратился к запорожцам с требованием о повиновении, а те в ответ султану решили написать письмо. Письмо получилось дерзким и конечно художник хорошо знал текст этого письма, потому что еще в Чугуеве оно переписывалось и переходило из рук в руку. Но там, в Подмосковье, под воздействием артистичного прочтения теста профессором Петербургской консерватории Репин взялся за карандаш и на альбомном листе появился этот первый рисунок, который стал основополагающим к будущему произведению. После он проделал грандиозную работу к этой картине, ездил на Запорожскую Сечь, нарисовал около 1000 эскизов. Но законченная картина была представлена на его персональной выставке в Петербурге спустя 13 лет. И, когда император Александр ІІІ увидел картину, то он решил, что она должна стать частью его коллекции, и выкупает ее у художника выплачивая рекордные 35000 рублей золотом.
 
Часть их отдает на покупку имения в Здравнево, Беларусь. По проекту своего тестя-архитектора отстраивает деревянный дом с башней. И вскоре забирает в Здравнево всю свою семью. Почти 7 лет жизни Репина связано с Беларусью.
 
Но тема запорожцев долго не покидала художника. Через 6 лет после первой картины появляется еще один вариант картины с таким же названием - “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Но это не копия и не повтор, - это совершенно самостоятельное произведение, которое для своей коллекции покупает друг Репина П Третьяков. Долгие годы эта картина находится в Третьяковской галерее в Москве, а затем была передана Харьковскому художественному музею. И сейчас экспонируется в Репинском зале этого музея, в Харькове.
 
Как говорил К. Чуковский: “Рисовать для Репина было все равно что дышать” и куда бы он не приходил, бывая просто у кого-то в гостях или во время торжественных мероприятий он всегда брал с собой альбом, карандаш и делал зарисовки.
 
Несбывшаяся мечта художника
Последний раз художник побывал в Чугуеве в 1924 году. В музее представлены фотографии с последнего визита Репина в родной город. Главной его целью было возрождение искусства у себя на родине, а именно строительство Делового двора. Он помнил, что еще во времена военных поселений в Чугуеве существовали деловые дворы, где собирались талантливые люди. Репин подготовил план такого двора с мастерскими, приусадебным хозяйством, площадками для занятий спортом и парком. Из своих личных сбережений Репин выделил деньги на его строительство, а городские власти предоставили 6 десятин земли. Но события Первой мировой войны нарушили все планы художника, Деловой двор так и не был построен. Лишь к 100-летнему юбилею Репина на том самом месте был построен парк, который получил имя Репина.
 
Украшением следующей комнаты являются портреты кисти Репина - жены московского фабриканта Елизаветы Сапожниковой и портрет его любимой ученицы Марианны Веревкиной. Здесь же представлен стол и стулья, за которыми сидел Илья Репин во время своего последнего приезда в родной город. На столике возле самовара также можно увидеть тонкую фарфоровую чашечку, на ней есть голубые цветочки, золотые буковки и надпись “С Днем ангела”, ее Репин подарил жене крестника на именины. В святом углу комнаты находится икона - особо почитаемая в Чугуеве Владимирская икона Божьей матери созданная уже зрелым художником иконописцем 19-летним Ильей Репиным. Также здесь представлены этюды М. Алистова и М. Беркаса. Подарок музею ко дню открытия - картина В. Маковского “Политики”. С этим живописцем Репин участвовал во многих передвижных выставках.
 
Мастерская Репина
Мастерская художника является отдельным домиком, который входит в экскурсию. Этот дом тоже принадлежал родителям художника, это был обычный деревянный флигель, который был накрыт соломой и в самой светлой комнате флигеля Репину и устроил свою мастерскую. В этих стенах он работал в течение года.

За это время было написано большое количество произведений, создавались портреты детей, друзей, родных. Здесь он работал над жанровыми картинами и впервые обратился к теме Крестного хода. Первая картина на эту тему получила название “Крестный ход в дубовом лесу”, на стену можно посмотреть репродукцию этой картины. Работу он продолжал и в Москве и в Петербурге, и она затянулась на 47 лет. А в 1922 году практически полностью переписал холст, оставив только колоритную фигуру на первом плане - дьякона Ивана Уланова. Служил он дьяконом в Покровском соборе. Но, когда Репин приступает к работе над портретом, то называет его уже протодиаком. Портрет был завершен скоро и художник не оставил его в Чугуеве, а отправил в Москву и предложил своему другу Третьякову. Павел Михайлович, поторговавшись, приобрел этот портрет, и больше с ним не расставался. Поэтому Репинский “Протодиакон” по сей день находится в Третьяковской галерее в Москве. Здесь, в музее, находится копия художника реставратора А. Рыбникова. В этой же комнате вы увидите довольно необычный музыкальный инструмент - физгармония. Клавишно-духовой инструмент, который работает по принципу органа. Физгармония была изготовлена в Америке в 19 веке, до сих пор находится в рабочем состоянии и не случайно находится здесь. Илья Ефимович очень любил музыку. И даже сам признавал, что если ему подолгу не приходилось слышать музыку, то он тосковал и многие свои произведения писал под музыкальный аккомпанемент.
 
В этой комнате также представлен портрет Трофима Чаплыгина - двоюродного брата И. Репина. Он был на 8 лет старше Ильи, но тем не менее мальчиком связывала в детстве очень крепкая дружба. Репин оставил много теплых воспоминаний о своем двоюродном брате ласково называя его Тронькой. Одно из воспоминаний относится к рождественским праздникам, которые мальчики провели вместе. Трофим пришел в гости, но не с пустыми руками, а принес с собой сверток, в нем лежала коробочка, а в коробочке лежали акварельные краски и кисти. До шестилетнего возраста Илья еще никогда не видел красок. Мальчикам захотелось тут же порисовать, но в доме ни альбома ни листочка бумаги. Тогда у старшей сестры Устьи они забрали Азбуку и начали раскрашивать нецветные контурные картинки. Репин вспоминал, что первая же картинка на глазах начинает оживать. Арбуз возле буквы “а” делается таким спелым и сочным, что его хочется съесть - писал художник. Потому когда закончились праздники, и Трофиму нужно было покидать дом Репиных Илья очень начал расстраиваться и даже плакать. И чтобы как-то утешить младшего брата Тронька оставляет ему кисти и краски. С этого момента начинается увлечение рисованием, которое длится всю жизнь. Через много лет И. Репин напишет “не будь Троньки, я может и художником бы не сделался”.
 
В маленькой комнате, или же комнате отдыха, где в свое время проводила время супруга И.Репина - Вера Алексеевна. Она могла посидеть на диванчике, выпить чашечку кофе или постоять у зеркала. На одной из витрин находиться посмертный слепок правой руки художника. Если обратить внимание, то можно заметить, что между большим и указательным пальцем огромный провал, отсутствие мышцы. Репин очень много работал и постоянное напряжение правой руки привело к усыханию этой мышцы. Более того рука начала болеть, и стал отказывать большой палец и художник был вынужден обратиться к докторам, что для него было несвойственно. А те запретили ему работать. Но не представляя себя без любимого дела Репин начинает учиться рисовать левой рукой. Более 20 лет жизни И. Репин работал левой рукой.
 
В кухне можно увидеть большую узкую печь с различной кухонной утварью, рогачи и ухваты, а возле окошка находится большой деревянный стол. На нем самые первые предметы для глажки белья - скалка и рубель. Посудная полка с тарелками из Франции, бутылки для спиртных напитком и маленькие флакончики для лекарств. В красном углу комнаты икона неизвестного чугуевского мастера на которой изображен Илья-пророк. В честь этого святого получил свое имя будущий художник.
 
Жизнь на берегу Финского Залива
На стене также можно увидеть прижизненный портрет художника. Репину было 72 года, когда в его имение Пенаты на берегу Финского залива приехал скульптор Михаил Блух и выполнил этот портрет. Репин здесь еще полон жизненных и творческих сил.
 
Прожил он долгую жизнь. Умер в возрасте 86 лет, это произошло 29 сентября 1930 года. Проживая в своем имении в Пенаты на берегу Финского залива, за 3 года до смерти попросил разрешения быть похороненным на собственной усадьбе. И таким местом стала Чугуевская гора. Репин назвал холм в память о родном городе и на этом холме завещал себя похоронить.

Как добраться?
Лучше всего доехать до города Чугуев на автобусе. Автобусы ходят каждые 20 минут, от Автостанции на станции метро "Индустриальная". В Чугуев идут маршрутные автобусы №1472т, №1940. По приезду на автостанцию города Чугуев в музей нужно идти пешком. Достаточно пройти 200 м вниз по улице Харьковской и повернуть направо на улицу Музейную, через 300 м вы будете на месте.
 
Автор: Юрий Волошин
Оставить отзыв
Имя
E-mail
Текст комментария
Оценка для товара
CAPTCHA *
Достопримечательности этого региона (3)
Copyright MAXXmarketing GmbH
JoomShopping Download & Support