Одна из святынь Харьковской области находится возле железной дороги, на линии Мерефа-Лозовая. Данное место находится за станцией Борки, в районе станции ранее называемой "Первомайской". В недавнее время ей вернули прежнее имя в память о событиях случившихся уже более 120 лет назад: станция "Спасов Скит".
Весной 1888 года из Севастополя в Москву ехал поезд, в котором находился император Александр III. 17 октября пассажирский состав из 17 вагонов с пассажирами и семьей российского царя в этот момент тянули два более мощных тягача от товарного поезда в сравнении с пассажирскими тягачами. Развив слишком высокую скорость, в одном из поворотов вблизи поселка Борки из-за возникшей качки состав сошел с рельс.
В результате аварии погибло 21 и пострадало 35 человек. Однако царь вместе с его семьей в катастрофе состава не пострадали чудом оставшись в живых. Так рассказывают миф о том, что якобы Александр обладал огромной физической силой, что смог удержать падающую на семью крышу вагона и тем самым спастись. Однако в действительности царскую семью спасло то, что у вагона-ресторана во время крушения сдвинулись стены, что не позволило крыше упасть на них.
В честь чудесного спасения Александр III и семьи было решено начать строительство мемориального комплекса. В течении 1891–1894 годов было возведено множество сооружений, в том числе и храмы. Роберт Марфельд был разработчиком комплекса архитектурных сооружений. В комплекс входил кирпичное здание богадельни и гранитный обелиск с изображением участие императора в спасении людей. Вместо деревянной была построенная кирпичная часовня Нерукотворного Спаса, как раз в месте где оказался вагон-ресторан после крушения. Часовня состояла из четырех-гранной башни с крестом, а часть ее помещения находилась в железнодорожной "пещере" насыпи.
Однако жемчужиной комплекса была православная церковь Христа Спасителя. Это было грандиозное своим размахом строение тех времен, спроектированное в византийско-русском стиле 17 века. Однокупольный храм вмещал около 700 людей, а алтырь был обращен в сторону железной дороги, на восток. Фасад часовни Нерукотворного Спаса, а также храма Христа Спасителя прекрашали мозаичные изразцы которые были сделаны А. Фроловым в мастерских императорской Академии Художеств, в то время как наружное покрытие было обработано сусальным золотом.
Поначалу работами с комплексом занималась Святогорская обитель, но со временем Спасов Скит был передан в Министерство путей и сообщений. Так во времена их "правления" были построены церковноприходская школа и библиотека, открыты больница и дом пристарелых для престарелых железнодорожников.
К сожаленью, во время второй мировой войны храм был взорван и полностью разрушен, в то время как часовня была сильно повреждена. С тех времен часовня долгое время использовалось как складское помещение. Однако начиная с 1992 года неравнодушные жители принялись за реконструкцию часовни. Позже в этот процесс также присоеденилась ЮЖД, и объедененными усилиями летом 2003 года была полностью восстановлена часовня, а станция стала называться как и прежде - Спасов Скит.
JoomShopping Download & Support